top of page
Главное

Выставка в Государственной Третьяковской Галерее

Выставка в Государственной Третьяковской Галерее «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы. Из собрания французского фонда «Fondation Serebriakoff»

14 февраля – 30 марта 2014 года

Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус, 3-й этаж

Экспозиция, подготовленная к 130-летию со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884–1967), живописца, рисовальщика, принадлежавшей к плеяде художников-мирискусников «второй волны», представительницы прославленной художественной династии Бенуа-Лансере, – значительное событие в выставочной практике Третьяковской галереи. Вслед за показом произведений В.Д. Баранова-Россинэ, Н.А. Загрекова, Н.А. Тархова, М.В. Веревкиной, Н.И. Фешина, Н.С. Гончаровой музей продолжает последовательно знакомить публику с творчеством художников русского зарубежья, часто неизвестным на родине. Драматические события начала ХХ века вынудили уехать в эмиграцию целую плеяду талантливых мастеров. Показ их наследия в России – попытка создать целостное представление о русском искусстве прошлого столетия.

С тех пор как в 1910 году полотно «За туалетом. Автопортрет» (1909) было приобретено Советом Третьяковской галереи на VII выставке Союза русских художников и вошло в экспозицию музея, З.Е. Серебрякова стала одним из самых любимых публикой живописцев. В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.

Более половины жизни, начиная с 1924 года, З.Е. Серебрякова жила во Франции. Произведения этого периода долгое время почти не были знакомы в нашей стране. Первая большая выставка ее произведений в СССР, включавшая французские работы, была устроена при участии художницы в 1965–1966 годах в Москве, Киеве и Ленинграде. После этого показа большинство привезенных из Парижа работ было приобретено крупнейшими музеями страны. Тогда же в Третьяковскую галерею поступила серия великолепных пастелей. Настоящая выставка станет первой в России целиком посвященной зарубежному творчеству художницы. В экспозицию вошло более 70 работ Серебряковой, хранившихся в её парижской мастерской и никогда ранее не выставлявшихся в нашей стране.

Серебрякова росла и формировалась как художник в кругу большой семьи, членами которой были архитекторы, живописцы, графики, скульпторы, теоретики искусства, во многом определявшие пути русской культуры; в пространстве, окружавшего ее усадебного дома и деревенского пейзажа; в соприкосновении с наследием классики, воспринятым ею в поездках с матерью и дядей, А.Н. Бенуа, по Италии. Недолгое обучение в частной школе княгини М.К. Тенишевой, мастерской О.Э. Браза в Петербурге и Академии Гранд Шомьер в Париже обогатило ее навыками работы с натуры. Любовь к русским художникам второй половины XVIII – первой половины XIX века и мастерам итальянского Возрождения сказалась на ее пластическом языке сдержанным лаконизмом и упругостью линий, подчеркнутой рельефностью форм, выбором сложных ракурсов в композициях. Начав работать как портретист, Серебрякова вскоре проявила себя как мастер сюжетной картины, создав цикл эпических полотен на темы сельского труда, запечатлев идеальный образ русской крестьянки.

Трагические события 1917 года, смерть мужа, разорение родовой усадьбы Нескучное, отсутствие средств к существованию стали причиной отъезда Серебряковой во Францию в надежде на заработок. Однако поездка, запланированная как временная, оказалась пожизненной эмиграцией. Двоим из ее четверых детей – Александру и Екатерине – удалось переехать к матери; старших – Евгения и Татьяну – Серебрякова увидела только через сорок лет.

З. Серебрякова. «Портрет Кати». 1929

Несмотря на трудности эмигрантской жизни, отсутствие регулярных заказов, зачастую полную невостребованность, Серебрякова сохранила самобытность художественного мышления и языка. Она осталась равнодушна к новаторским течениям современного европейского искусства. Серебрякова продолжала отстаивать собственные творческие принципы, оставаясь верной стилистическим и мировоззренческим традициям «Мира Искусства».

На выставке представлен весь спектр жанров, присущих французскому периоду творчества художницы: портрет, пейзаж, натюрморт и ню – один из наиболее любимых ею мотивов.

Портреты представителей французской и русской аристократии были для Серебряковой основным заработком. Она часто писала несколько вариантов портретов, добиваясь передачи внутреннего мира модели. Из-за недостатка средств на дорогостоящие масло и холсты, а также стремясь к быстроте исполнения, художница стала много работать в графических техниках – пастелью, цветными карандашами, акварелью, достигнув в них исключительной виртуозности.

З. Серебрякова «Портрет сына С. Прокофьева», 1927

В экспозицию вошли мастерски исполненные детские портреты, например, «Портрет сына Сергея Прокофьева» (1927). Но особенно выразительны изображения ее собственных детей – Александра и Екатерины, самых частых и любимых моделей.

В эмиграции Серебрякова стремилась вернуться к темам и сюжетам, увлекавшим ее в России, – монументальным и идиллическим образам крестьян, когда-то вдохновившим ее на полотнах А.Г. Венецианова. На выставке представлен триптих «Баня» (1926), созданный в продолжение знаменитого исполненного на родине цикла «Бань».

З. Серебрякова «Булочница с улицы Лепик», 1927

Начиная с 1926 года Серебрякова смогла позволить себе выезжать с детьми из Парижа на этюды – в Бретань, на юг Франции, Корсику, в Италию, Англию, Швейцарию. На выставке экспонируются созданные в этих поездах живописные и графические пейзажи, портреты местных жителей, крестьян. В написанных маслом портретах «Булочницы с улицы Лепик» (1927) и «Торговки овощами в Ницце» (1931) Серебряковой удалось точно передать характерность французских типажей.

Особое место в наследии художницы занимает цикл работ, созданных во время двух коротких поездок в Марокко в 1928–1929 и 1932 годах. Яркие, эмоциональные, отличающиеся редкой живописной маэстрией, эти произведения наполнены восхищением красотой восточной жизни, экзотическими пейзажами, людьми и жанровыми сценами на улицах и базарах Марракеша, Феса, Сефру. Марокканский цикл, свидетельство наивысшего подъема в зарубежном творчестве художницы, в первый раз представлен зрителю столь широко.

З. Серебрякова «Торговка овощами в Ницце» 1931

Показ произведений Серебряковой дополнен тридцатью впервые привезенными в Россию работами ее детей – Александра (1907–1995) и Екатерины (род. 1913). Они сформировались как художники в атмосфере парижской мастерской своей матери; обоих отличает дар миниатюристов в изображении интерьеров, мастерское владение акварельной техникой. Их произведения являют пример уникального соединения европейских и русских художественных традиций, присущих всем поколениям Серебряковых-Бенуа-Лансере.

Настоящий показ станет новым этапом в изучении французского периода творчества Серебряковой.

К выставке опубликован альбом-каталог; подготовлена образовательная программа, включающая лекции и авторские экскурсии

Недавние публикации
bottom of page